Медицинская реабилитация первого этапа в детском онкологическом стационаре
Научный совет по проблемам воспитания подрастающего поколения при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО
9 апреля 2025 года состоялось заседание Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО). Участие приняли руководитель Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков и заместитель директора ГБОУ «Школа №109» по ССП «Госпитальная школа «УчимЗнаем» Иван Алексеевич Гусев.
В ходе заседания было отмечено, что данное событие логически продолжает диалог, начатый ещё в 2022 году. 18 февраля 2022 года на флагманской площадке Проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева состоялась важная встреча членов Научного совета, посвященная вопросам госпитальной педагогики и выстраиванию дальнейшего взаимодействия.
Сергей Витальевич и Иван Алексеевич представили доклад на тему «Актуальные практики госпитальной педагогики: воспитательный потенциал». Во вступительной части были представлены некоторые достижения команды Проекта «УчимЗнаем» за последние три года, например:
- В 2023 году опубликованы «Разъяснения по вопросам организации обучения для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях». Данный документ разъяснил порядок и особенности организации образовательного процесса для учащихся, проходящих длительное лечение, что стало важным шагом в нормативно-правовом обеспечении госпитальной педагогики. Разъяснения помогли образовательным учреждениям и медицинским организациям выработать единый подход к обучению детей в стационарах, обеспечив непрерывность образования и поддержку семьи на период лечения ребенка.
- В 2024 году в Москве открыт Центр знаний, профессиональных компетенций и наставничества по госпитальной педагогике «УчимЗнаем» – «Заботливая школа». Он функционирует как ресурсный центр, направленный на повышение квалификации госпитальных педагогов, распространение лучшего опыта и методических разработок.
Вторая часть была посвящена исследованию воспитательной деятельности педагога госпитальной школы. В ходе диалога подчеркивалось, что педагог должен чутко реагировать на эмоциональное состояние ученика, поддерживать его веру в собственные силы, сохранять интерес к учению и связывать происходящее обучение с перспективой выздоровления. Члены Совета отметили, что госпитальный педагог находится на переднем крае воспитательного процесса в больнице, помогая ребенку не выпадать из социальной среды и школьной жизни.
По итогам заседания Научного совета было отмечено единое мнение экспертов о высокой значимости поднятых вопросов. Обсуждение госпитальной педагогики на экспертном уровне в рамках работы Российской академии образования свидетельствует о повышенном внимании к проблемам обучения детей, находящихся на длительном лечении. Члены Совета положительно оценили прогресс команды Проекта «УчимЗнаем» и поддержали дальнейшее межведомственное взаимодействие. Обсуждение вопросов госпитальной педагогики на площадке Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования подчеркнуло, что предоставление качественного образования и воспитания для каждого ребенка, независимо от состояния здоровья, является приоритетом государственной образовательной политики.